ШЕВАЛЬЕ ПИНЕТТИ
Изобретатель мнемотехники
В середине ХVII века особой популярностью пользовались крупнейшие иллюзионисты Джонас, Андролетти, Карлотти, Катерфельтс, Филадельфус, Комус 1-й и Комус 2-й, Торрини и блестящий представитель той эпохи - Пинетти, о котором следует рассказать немного поподробнее. Он был превосходным фокусником, сочетавшим в своих выступлениях несколько смежных жанров. Это был умелый артист-манипулятор, отличный мнемотехник, остроумный изобретатель ряда автоматов и множества фокусов.
Выступал Пинетти в европейском костюме: фрак, жилет и панталоны до колен, чулки. Его исполнение отличалось тонким мастерством и большим изяществом. Автоматы, созданные иллюзионистом, до сего времени удивляют своей конструкцией.
Если вы внимательно просмотрите одну из программ, которая далее помещается, то Вы заметите, что Пинетти в своих опытах широко применял знания по физике, химии, математике и механике. Одним из его номеров, исполнявшихся с особым изяществом, был трюк с ласточкой. Фокусник доставал из клетки птицу и давал ее подержать кому-либо из зрителей. Ласточка тут же, на руках, умирала. Пинетти подходил к одной из женщин и говорил: "Сударыня, я вас очень прошу, подышите на бедную птичку, может быть, ваше благотворное дыхание окажет ей помощь и вернет жизнь". С этими словами он передавал птичку в руки зрительницы, та дышала на нее - ласточка оживала и улетала.
Секрет этого трюк очень прост перед тем как отдать пернатую исполнительницу одному из зрителей, иллюзионист незаметно нажимал на шейке сонную артерию; ласточка временно теряла сознание, и выглядела мертвой. Проходило некоторое время (Пинетти понятно, заранее точно знал его), и ласточка приходила в себя.
В книге Г. Галле "Открытые тайны древних магиков и чародеев, или волшебные силы натуры в пользу увеселения употребленные", изданной в Москве в 1798 году описаны некоторые из трюков Пинетти и приведена полная программа его выступления. Автор дает выдержки из книги Пинетти, изданной им в Гааге в 1789 году:
"Сочинитель называет себя в нем профессором и доказателем физики, пенсионером некоторого двора, сочленом разных академий, кавалером ордена св. Филиппа и проч. Как в Париже, так и в других государствах, деланные им за деньги представления все прошедшие почетные титулы помрачают; и из нижеследующего сокращения можно заключить о глубоком проницании Сочинителя, за которые и я с прочими наряду платил пошлину".
Далее следует перечисление двадцати "опытов", описанных Пинетти. В заключение рассказывается о выступлении в Берлине:
"Шевалье Пинетти открыл зрелище нижеописанных представлений в 1796 г. в Берлине в бывшем Дебеллинском театре, который он со вкусом украсил и доставил зрителям всевозможное спокойство.
Это подробный перечень номеров, исполнявшихся Пинетти, взятый из старой книги :
- Автомат - три льва и катающийся шарик из слоновой кости.
- Самострельное ружье.
- Письменный прибор. Чернильница, не дающая чернил для писания векселя на имя Пинетти.
- Два хрустальных стаканчика наполняются вещами, взятыми у зрителей, и закрываются крышкой под музыку; по желанию зрителей вещи танцуют разные танцы внутри стакана.
- Куколка выходит из запертого ящика и танцует при этом делается то больше, то меньше. По окончании танца опять уходит в ящик.
- Лимонное дерево, на котором появляются сначала цветы, а потом плоды лимонов.
- Сжигается перо, и зола от пера под стеклянным колпаком, наполненным дымом, принимает вид только что сожженного пера.
- Каменная статуэтка движется, отвечает на вопросы наклонением головы, звонит в колокольчик. С правой стороны стоит собачка, которая своим лаем пугает сидящую канарейку, и та машет крыльями, как бы желая улететь.
- Зритель кладет маленькую фигурку в одно из нескольких отделений коробочки, и Пинетти, не видя этого, тотчас же называет номер отделения, в которое положена фигурка.
- Пинетти стреляет из пистолета, заряженного взятым у публики перстнем; тотчас появляется голубь, который приносит в клюве перстень и отдает его владельцу.
- Автомат-атлас, держащий на плечах земной шар, и движущиеся вокруг него фигуры звездочета с женой и дочерью, которые представляют движение земли вокруг солнца.
- Часы, показывающие восходящее и заходящее солнце. Часы - показывают столько времени, сколько желающий из зрителей поставит на своих часах.
- Куриное яйцо, катающееся по полу вокруг палки.
- Три колокольчика, сами отвечающие звоном на вопросы публики.
- Два куриных яйца осматриваются публикой и из выбранного - выходит мышка, превращающаяся в канарейку. Канарейка от удара ногой об пол умирает и по приказанию Пинетти оживает и улетает - сделав зрителям поклон.
- Пинеттиев автомат, или малый умный турок. Фигурка турка звонит в колокольчик. На предложение Пинетти сделать ему поклон турок отказывается, покачивая головой, а на предложение поклонится публике, она кланяется на правую и левую сторону партера. Турок угадывает количество очков на вынутой зрителем карте. Угадывает масти карты. Угадывает количество очков на брошенных игральных костях. Отвечает на все вопросы публики.
- Выстрелянный из пистолета перстень обнаруживается в коробке.
- Маленькая золотая головка отвечает знаками на предлагаемые вопросы.
- Пистолетный выстрел гасит три зажженные свечи и в то же время зажигает три другие.
- Выстрелянные из ружья карманные часы оказываются на столе под шандалом или на тесьме трости.
- Золотые часы, которые никакая гирька не перетягивает, но только магическое слово Пинеттиево.
- Снимание колец с двух лент, кои крепко держат в руках два человека.
- Шарик по приказанию выкатывается в любые из трех назначенных дверей.
- Ларчик, по приказанию сам собой отпирающийся.
- Фазан, поющий под голос музыки разные арии какие будут и приказаны.
- Положенная в табакерку монета из оной исчезает.
- Бюст, который головою вправо и влево повертывает, глазами и бровями движет и улыбается, открывает глаза и зажмуривается по приказанию зрителей.
- Золотая табакерка, наполненная табаком. Несколько человек задумывают час, и табакерка, подобно часам с репетицией исправно отбивает счет часов, каждым задуманным, хотя бы держал ее в руках человек посторонний.
- Стреляет в написанного на бумаге голубя, на стене прикрепленного, между тем как живой голубь сидит близ стены против положенной, но выстрел сбивает с него голову.
- Часовая доска с указателем показывает час, кем-нибудь задуманный; задумавший берет сию доску и на указателе находит запечатанную цедулечку с написанным внутри ея задуманным числом.
- Из мешочка, содержащего в себе шашки игры лото с написанными на них 90 номерами, Пинетти, надев на руку перчатку вынимает шашки с тем счетом, который пять человек порознь задумали.
- Двое или трое часов по приказанию Пинетти или зрителей останавливаются или опять начинают идти.
Сверх этого Пинетти показывал много опытов с симпатическими чернилами и много опытов электрических...
Как уже упоминалось, Пинетти был отличным мнемо-техником. В Лондоне в 1784 году он так рекламировал свои выступления:
"Кавалер Пинетти со своей супругой покажет наиболее чудесные, изумительные и абсолютно неподражаемые, механически физические и философские пьесы, которые он смог изобрести и скопировать благодаря своему глубокому проникновению в науки и громадным усилиям: среди которых Кавалер Пинетти с особым почетом и удовлетворением покажет различные эксперименты с новыми открытиями, не менее невероятные, чем кажущиеся возможными, в частности то, что мадам Пинетти... с платком на глазах отгадает все что угодно, предложенное ей любым из зрителей."
Это первое печатное упоминание об оригинальном жанре мнемотехнике - передаче мысли на расстоянии при помощи условленного кода (ключа), который стал - популярен в особенности после того, как Роберт Геллер усовершенствовал технику номера и сделал его ведущим в своей программе. У нас в России блестяще демонстрировали мнемо-технику Розалия и Григорий Греголи, которые достигли такого виртуозного мастерства, что другие артисты того же жанра поражались лаконичностью и простотой их ключа.
|